Замедление

Тише едешь – дальше будешь
Бывают периоды, когда необходимо ускоряться, а бывают, когда лучше замедлиться.

Чем динамичнее было движение и выше скорость, тем дольше будет процесс замедления.

Замедлиться необходимо для того, чтобы перевести дух, перезагрузиться, пересобрать себя заново, избавиться от лишнего и начать копить силы для нового старта.

Если заранее не начать замедляться, то есть риск слететь с катушек или развалиться на ходу.

Признаки, что уже пора замедляться: низкий уровень энергии, высокая утомляемость, отсутствие перспективы, неэффективные действия при полной загруженности, раздражительность, апатия, лень, слабая интуиция, всё валится из рук.
Люди мыслят стадом. Стадом же они сходят с ума, а в сознание приходят медленно и по одиночке.
— Чарльз Маккей
1
Замедление
Естественный этап после ускорения
  • Многие процессы в жизни каждого человека протекают циклично или волнообразно.
  • День сменяет ночь. Зима и лето меняются местами. После подъёма обязательно будет спуск.
  • Если выстраивать свою жизнь в соответствии с этими циклами, процессы будут протекать более плавно и естественно.
  • Если человек во время активной фазы был эффективен, то замедление и расслабление произойдет само собой.
  • Если хочется сделать что-то полезное для себя, имеет ли смысл себя сдерживать? А если не хочется, то имеет ли смысл себя заставлять?
  • Замедляться необходимо уметь также во время непредвиденных ситуаций.
  • Находясь за рулем автомобиля на скоростной трассе одинаково важно уметь давить как на педаль газа, так и на педаль тормоза. Уметь не только ускоряться, но и тормозить, если дорога стала хуже, если появился подозрительный стук в двигателе, если бензин подходит к концу, если случайно свернул (свернула) не туда, если стало клонить ко сну, если впереди появилась "пробка".
  • В случае непредвиденных ситуаций важно сохранить баланс. С одной стороны, необходимо менять свое поведение, чтобы приспособиться к новой реальности. С другой стороны, важно не делать это резко. И уж точно не нужно давить на газ, когда следует начать замедляться.
2
Разворот
Перемещение внимания с внешних событий на внутреннюю реакцию
  • Средняя продолжительность жизни человека гораздо выше, чем у подавляющего большинства живых организмов, населяющих нашу планету. Человек живет не просто долго, а очень долго.
  • Однако субъективно некоторым людям кажется, что жизнь пролетает очень быстро.
  • Одна из причин, почему у людей может быть такое впечатление – они теряют связь с реальностью и живут по шаблону, схематично.
  • У человеческого мозга, среди прочих, есть способность сравнивать, анализировать, оценивать. Очень полезная, важная и необходимая функция. Однако если она доминирует над стремлением познавать и осваивать окружающий и внутренний мир, человек перестает развиваться и начинает деградировать.
  • Эта функция "зависает", когда человек сталкивается с чем-то новым. Когда участвует в новых процессах. Когда знакомится с новыми людьми или общается по-другому со старыми знакомыми. Когда погружается "с головой" в такие дела, где нужно быстро реагировать и нет времени для анализа.
  • В раннем детстве многие люди не чувствовали течение времени. Такие понятия, как "быстро" или "медленно" не были знакомы. Но по мере взросления и приобретения жизненного опыта люди научаются сравнивать, анализировать и оценивать.
  • Ближе к середине жизни многое становится "понятным". Навешиваются ярлыки, придумываются концепции, появляется точка зрения на всё происходящее вокруг.
  • И в этот момент у человека появляется шанс развернуть своё внимание вовнутрь. Приходит понимание, что отношение к происходящему важнее, чем происходящее.
  • И человек начинает проводить внутреннюю инвентаризацию. Пересматриваются убеждения, установки, концепции. "Проживается" недопрожитое прошлое, уточняются планы на будущее. Выкидывается лишнее, оставляется нужное и важное.
  • Но те, кто не догадался уделить внимание своему внутреннему миру или побоялся это сделать, делятся на две категории: одни утверждаются в своей картине мира и начинают жить по шаблону, другие разочаровываются в жизни, в себе и других.
  • Те, кто живёт по шаблону, после пятидесяти лет начинают замечать, что жизнь летит с бешеной скоростью. Эти люди нагружают себя разными делами и бессмысленной суетой, лишь бы не задаваться вопросами "А что я хочу?", "Кто я?", "Зачем мне вот это всё?"
  • А те люди, которые опустили руки, ощущают, что жизнь тянется очень медленно. Жизнь несправедливая, люди плохие. Изменить ничего нельзя, остаётся только мучаться и терпеть.
  • И только те, кто не побоялся разобраться в себе, воспринимают жизнь совсем иначе. Это люди, которые понимают, что они хотят и что для них необходимо и делают это. Они безоценочно воспринимают жизнь как постоянный поток, который течёт со своей скоростью. Не быстро и не медленно, не плохо и не хорошо. Жизнь просто есть.
3
Достаточность
Совмещение полезного с приятным
  • У каждого человека есть потребности и желания.
  • Потребности – это то, без чего нельзя обойтись.
  • Желания – это то, без чего жизнь была бы скучной и неинтересной.
  • Какие-то потребности и желания могут меняться с возрастом и опытом. Какие-то остаются неизменными.
  • Потребности могут быть физические (еда, сон, секс), коммуникативные (общение с близкими людьми, коллегами, партнерами по увлечениям), ментальные ( осваивать новое, переосмысливать старое, искать истину), духовные (то, что нельзя потрогать, увидеть, почувствовать. Но без чего нельзя обойтись)
  • Удовлетворяя потребности, человек испытывает удовлетворение. Реализуя желания, человек испытывает удовольствие или разочарование (если желание не было подлинным). После чего на короткий срок наступает ощущение пустоты.
  • Научившись удовлетворять свои (!) потребности и реализовывать свои (!) желания, человек начинает осознавать, что для счастья не нужно много.
  • Естественным путём начинается процесс замедления и наступает ощущение достаточности. Появляется гармония и умение совмещать полезное (потребности) с приятным (желания).
  • Если же человек не умеет различать и удовлетворять свои потребности и желания, то он впустую тратит много сил, времени, внимания, денег.
  • Метафора "Шведский стол". Одни люди не торопясь накладывают на тарелку столько, сколько необходимо, сочетая полезную еду (потребности) и приятную (желания). И получают удовольствие и удовлетворение. Другие жадно накладывают столько, сколько могут унести, делая акцент на сладкой и жирной пище, которая очень привлекательно выглядит. И не глядя запихивают её в себя так, что потом не могут встать из-за стола. После чего наступает физический дискомфорт, чувство вины, энергетический спад.
  • Замедление идёт рука об руку с ощущением достаточности.
4
Оптимизация
От максимализма через минимализм к балансу
  • Начиная самостоятельную жизнь, человеку хочется многое начать, попробовать, исследовать. Путешествия, бизнес-проекты, романтические увлечения, участие в общественно-политических движениях. Этот этап очень важен для того, чтобы понять, что "моё", а что "не моё".
  • После активного периода, когда человек накапливает, приобретает и собирает, наступает период замедления, когда необходимо уменьшать, сокращать и избавляться.
  • Минимализм – это то, что человек практикует автоматически и неизбежно, когда он находится в процессе замедления, вне зависимости, осознаёт он это или нет. Осознанная практика минимализма позволяет проходить этап замедления более плавно и естественно.
  • Расхламление – это не только избавление от ненужных вещей. Это также сокращение бесполезного общения, удаление с компьютера и из "облака" мусорных файлов. Это наведение порядка во всех сферах жизни.
  • Некоторые люди на этом жизненном отрезке могут уйти в радикальный аскетизм. Выкинуть все вещи из дома, оставив только матрас на голом полу. Или уехать в глухую деревню. Или уйти в монастырь.
  • Важно понимать, что внешнее – это отражение внутреннего. Выкинув сразу все вещи, можно довольно скоро снова "захламиться". Сокращение ненужного и сохранение необходимого – это постоянный процесс. Просто поначалу он более интенсивный, а через какое-то время он может стать автоматическим, ежедневным, рутинным и почти незаметным.
  • Научившись отпускать ненужное и беречь важное и необходимое, человек находит оптимальную точку между крайностями "радикальный аскетизм" и "бесконечное потребление".
  • Метафора "Воздушный шар". Путешествуя на аэростате (воздушный шар с корзиной, поднимаемый вверх при помощи горячего воздуха), нужно приготовить балласт (мешки с песком). Эти мешки несут двойную пользу. В момент взлета они утяжеляют корзину и она не раскачивается от потоков воздуха. В момент приземления, когда балласт сбрасывается, посадка становится более мягкой.
5
Углубление
От количества к качеству
  • Замедляясь, человек переходит от количества к качеству. Через минимализм к эссенциализму.
  • Эссенциализм – делать немного, но качественно, глубоко и постоянно.
  • Человек перестаёт скользить по поверхности (горизонтально), а начинает углубляться или подниматься над суетой (вертикальное направление).
  • Перепробовав многое, человек выбирает для себя самое важное и необходимое.
  • Появляется спокойная уверенность и перспектива движения.
  • Происходит сдвиг от быстрого мышления (логика, автоматичность, рациональность) к медленному (творчество, иррациональность, интуиция).
  • Профессии связанные с медленным, творческим мышлением имеют существенное преимущество перед профессиями, которые уже сейчас исчезают. Там, где можно заменить человека роботом или компьютерной программой, нет смысла задействовать живых людей.
6
Переключение
Отличаем автопилот от ручного управления
  • Периоды ускорения и замедления бывают не только длинные (растянутые на месяцы и годы), но и короткие (в течение дня, например).
  • Все необходимые дела и любимые занятия имеет смысл распределить между этими периодами. Для активной фазы – одни занятия (когда мы больше делаем, чем думаем и анализируем), для фазы замедления – другие (когда мы восстанавливаемся, подводим итоги и пересматриваем планы).
  • В каждой фазе оптимальное число задач: 9 ± 2 (не слишком мало и не слишком много). Список задач может постоянно меняться.
  • Необязательно делать все задачи. Из текущего списка актуальными могут быть 2-3 активности.
  • Очень важно научиться вовремя переключаться между фазами.
  • Многозадачность – миф. Человек может качественно делать только одно дело в течение какого-то периода времени. Но эти периоды могут быть короткими и их может быть много.
  • Максимальная стопроцентная концентрация на одном деле. Потом переключение на другое дело и опять максимальная концентрация.
  • А когда наступило время замедлиться – максимальное расслабление.
  • Глубокий вдох и медленный выдох.
  • Чем активней был человек в период ускорения, тем глубже будет восстановление в период замедления.
7
Центрирование
Чем ближе к центру, тем спокойнее
  • В периоды замедления имеет смысл перемещать своё внимание с периферии (внешние события) к центру (к тому месту, откуда внимание исходит).
  • Движение идёт от поступков через эмоциональные реакции, которые эти поступки вызывают. Реакции, в свою очередь, основаны на убеждениях. Разобравшись с убеждениями, человек возвращает себе свою силу и становится более осознанным.
  • Найдя точку опоры внутри, поведение человека становится менее реактивным и более проактивным.
  • Метафора "Велосипедное колесо". Покрышка колеса – действия, поступки. То, как человек взаимодействует с окружающим миром. Резиновая камера – внутренние реакции на внешние события. Важно, чтобы камера находилась в "тонусе" – не была слишком твёрдой или слишком мягкой ( адекватные реакции на внешние события). Обод и спицы (металлическая часть колеса) – мировоззрение и убеждения. И, наконец, втулка – это неподвижная часть колеса, пустая в самом центре. Там, где нет событий и эмоций. Есть расслабленный непрерывный поток внимания, который "пронизывает" убеждения, реакции и поведение.
  • Наблюдать за тем, что происходит на периферии, не вовлекаясь, можно только из центра.
8
Трансформация
От разрушения к созиданию через остановку
  • Человек либо медленно и поступательно развивается, либо стремительно деградирует.
  • На пути деградации человек в периоды высокой активности тратит энергию на саморазрушение и сопротивление внешним событиям и обстоятельствам (гнев, агрессия, конфликты), а в периоды низкой активности наступает апатия, самобичевание, депрессия.
  • На пути развития в периоды высокой активности человек испытывает энтузиазм, бодрость, позитив. А в периоды замедления он расслабляется и спокойно восстанавливается. Подводит итоги предыдущего этапа, строит планы на будущее, испытывает удовлетворение от проделанной работы.
  • На борьбу уходит столько же сил, сколько и на созидание.
  • Метафора "Скалолаз". Человек либо быстро скатывается с горы, либо медленно поднимается вверх. Когда человек скатывается, он ни на что не может повлиять – у него реактивное поведение. Остановиться он может либо столкнувшись с препятствием (большой камень, дерево, куст), либо бросив все силы на замедление: тормозить ногами, цепляться руками за всё, что попадается на пути. Во время остановки есть шанс развернуться и начать восхождение после того, как пройдёт боль и появятся силы. Поднимаясь медленно вверх, человек может выбирать, по какой существующей тропе пойти, либо начать прокладывать свою собственную – это проактивное поведение. В периоды замедления, можно отдохнуть, перевести дыхание и получить удовольствие от пейзажа.
9
Готовность
Всё случается вовремя. Не раньше.
  • В начале периода замедления человек чувствует снижение мотивации, уменьшение энергии и сокращение активности.
  • На выходе из этого периода появляется желание действовать, энергия увеличивается, мотивация повышается.
  • Когда кошка выслеживает свою жертву, она лежит неподвижно, чтобы её не спугнуть. Когда кошка съела мышку, она так же неподвижно лежит и отдыхает. И в том, и в другом случае животное замедлилось.
  • Проявлять активность лучше тогда, когда это необходимо. Иначе не избежать бессмысленной суеты.
  • Чтобы эффективность в период ускорения была выше, важно накопленные силы и энергию вовремя "инвестировать" в те возможности, которые жизнь предлагает постоянно.
10
Завершение
Чтобы началось новое, необходимо чтобы закончилось старое.
  • Перед началом нового этапа высокой активности может возникнуть либо страх, либо предвкушение.
  • Страх бывает из-за ощущения, что нет понимания, куда двигаться дальше. Из-за невыученных уроков и не сданных экзаменов. И тогда есть риск "остаться на второй год". Очередной период высокой активности наступит в любом случае, как и очередной учебный год в школе. Но перейдёт ли человек на следующий уровень или будет наступать на одни и те же грабли – зависит от него.
  • Это как в компьютерной игре – переход на следующий уровень не произойдёт, если не выполнить миссию текущего уровня. Необходимо нажать на какую-то кнопку, найти артефакт или справиться с монстром.
  • Предвкушение – это как "чемоданное настроение" в аэропорту перед путешествием. Неизвестно, каким окажется приключение, но хочется, чтобы оно поскорей началось.
  • Если в чемодане только важные и нужные вещи, если есть билет на самолёт, если рядом люди с которыми по пути, то путешествие будет в радость.
Быстро – это медленно, но без перерывов.
— Японская мудрость

Другие курсы